Программа развития на 2014/2015 — 2019/2020 учебные годы (V этап реализации Проекта «Леонардо»)

Материальная база

  • Осуществление капитального ремонта строений лит. А5, А, А1, Б1 с целью оборудования пункта охраны, помещений для групп дошкольного образования, размещения интерната для иногородних детей, административных и хозяйственных помещений.
  • Замена кровельного покрытия над комплексом учебных помещений и пищеблока (А2, А3).
  • Проведение по мере необходимости текущего и капитального ремонта всех помещений школы (включая цокольный и подвальный этажи), поддержание в исправности инженерно-технических систем.
  • Размещение физической и химической лабораторий в отдельно стоящем здании (Б1).
  • Дальнейшее оснащение учебных помещений цифровыми телевизорами, интерактивным оборудованием.
  • Приобретение музыкальных инструментов для вокально-инструментальной группы: гитар, ударных установок, синтезатора и т.д.
  • Монтаж и обеспечение работы системы внутреннего и внешнего видеонаблюдения.
  • Оснащение входной группы основного помещения (А2) пропускной электронной системой.
  • Оборудование баскетбольно-волейбольной площадки: установка профессиональных баскетбольных щитов и монтаж специального покрытия.
  • Оборудование футбольного поля с естественным травяным покрытием: травяной газон из специального семенного материала.
  • Проведение комплексных работ по озеленению и ландшафтному дизайну территории школы.

Структура школы

Дальнейшая отработка структурной составляющей адаптивной образовательной модели для детей с высоким интеллектуальным и одаренных детей в качестве средства реализации концепции «Образование на протяжении всей жизни»:

  • выход на выстраивание непрерывной образовательной траектории и уточнение линий внутриструктурного взаимодействия по следующим направлениям:
  • переход на формирование постоянного контингента обучающихся со средней дошкольной группы;
  • создание единого комплекса: общее — дополнительное образование, урочная — внеурочная деятельность, — в соответствии с требованиями ФГОС II поколения о создании единой образовательной среды
  • увеличение удельного веса групп дополнительного образования для углубленного изучения различных предметов по сравнению с группами компенсирующего обучения по мере формирования постоянного контингента обучающихся со средней дошкольной группы
  • открытие в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования групп художественно-эстетической (драматическая студия, ансамбль гитаристов, вокально-инструментальная группа) и спортивно-оздоровительной направленности;
  • совершенствование работы группы очно-заочной физико-математической школы МФТИ;
  • открытие многопрофильной летней школы и ее постепенное превращение в центр олимпиадной подготовки для учащихся города и области;
  • открытие интерната для иногородних детей и детей, имеющих двойное гражданство;
  • включение в соответствии с нормами ФЗ «Об образовании в РФ» в структуру управления Совета Школы, формируемого на паритетных началах из представителей всех участников образовательных отношений.

Содержание образования

  • Учет в содержании образования его компетентностно-деятельностной, творческой, исследовательской направленности, соответствующей объективному усложнению процесса освоения основ современной научной теории и практики, многообразия когнитивного инструментария и источников информации.
  • Работа по совершенствованию программно — методического обеспечения образовательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС II поколения:
    • отработка и внесение изменений в рабочие программы начального и общего образования;
    • разработка рабочих программ и технологических карт с опорой на проблемно-диалогическую парадигму как методическое ядро освоения новых знаний и достижения высокого уровня предметных, метапредметных и личностных результатов с выходом на формирование общих (ключевых) компетенций;
    • разработка и внедрение рабочих программ внеурочной деятельности различной направленности;
    • внедрение и отработка новых УМК по проектной деятельности;
  • совершенствование содержательной составляющей воспитательной программы школы и ориентацией на личностные результаты ФГОС II поколения:
    • воспитание российской гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа в сочетании с интересом и толерантным отношением к ценностям других народов;
    • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования, выбору профессии как призвания;
    • формирование единого мыслительного поля, паритетного взаимодействия веры и знания как языков освоения мира, целостного мировоззрения, соответствующего вызовам и путям их преодоления в эпоху нестабильности и учетом современного и перспективного уровня развития научной теории и практики, этногенетического и социокультурного многообразия мира;
    • формирование осознанно уважительного отношения к другому человеку, его этно-культурным, социально-психологическим особенностям, готовность к сотрудничеству и достижению взаимопонимания, через практику эмпатийного поведения; Освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, выбор стилей поведения на основе категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла составить основу принципа всеобщего законодательства» (И.Кант);
    • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с представителями разных возрастных, профессиональных страт в процессе образовательной, творческой, исследовательской, общественно-полезной деятельности;
    • осознание значения семьи в жизни человека и общества, усвоение ценностей и экологических принципов семейной жизни, практика преодоления конфликтов, уважительного отношения к членам своей семьи.
  • Продолжение работы в рамках традиционных общешкольных проектов: Научное общество, «Милосердие», «Лента памяти», «Доверенные ученики», «Оперный театр», Праздник Талантов ко дню рождения Леонардо да Винчи; Гала — концерт по итогам творческих конкурсов с награждением победителей и призеров олимпиад и конкурсов всех уровней.
  • Разработка и осуществление проектов: «Рождественская инсталляция», «Вокально-инструментальная группа», «Секрет успеха» , читательский клуб «Рукописи не горят», общегородской интеллектуальный тур «Слава в руках труда» (конкурс универсалов).

Организационно-методические установки

  • Отработка структурного и содержательного направлений преемственности между различными образовательными ступенями (в соответствии с требованиями ФГОС II поколения): выстраивание единого поля формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих перерастание отдельных действий в деятельность, которая способствует поступательному развитию интеллектуальных, творческих, адаптивных способностей личности.
  • Развитие интеграций общего и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности с целью реального, учитывающего как сильные, так и слабые стороны ученика, выстраивания индивидуальной образовательной траектории, создание возможности на уровне предвузовского профильного обучения для изучения любого набора предметов по запросу учащегося.
  • Разработка осевой методической темы V этапа: «Роль проблемно-диалогического метода в достижении высоких предметных, метапредметных и личностных результатов образовательной деятельности».
  • Проведение в рамках открытых и тематических заседаний Методического Совета обучающих семинаров, семинаров — практикумов, круглых столов и др. по актуальным проблемам внедрения системно-деятельностного и компетентностного подходов, составляющих методологическую основу ФГОС нового поколения.
  • Организация дальнейшей работы над совершенствованием рабочих программ, отражающих принципы и способы реализации системно-деятельностного подхода.
  • Расширение спектра форм методов и методик образовательной деятельности, создание общешкольного банка методических находок в рамках деятельности Методического Совета, методических объединений.
  • Разработка технологических карт на основе проблемно-диалогической модели урока.
  • Включение на V этапе в зону эксперимента «Концепция „образование на протяжении всей жизни“ и создание эффективной модели образования для детей с высоким интеллектуальным потенциалом» всех учащихся школы, а в перспективе — учеников групп дошкольного образования.
  • Проведение мониторинга эффективности организационно — методических установок через отслеживание динамики достижении высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, уровня сформированности «ключевых» основ профессиональных компетенций (на этапе профильного обучения.
  • Продолжение работы с картами творческой активности, выстраивание траектории участия в исследовательских, творческих проектах, творческих конкурсах, олимпиадах разных уровней (с обобщением материалов в общешкольных сводах).

Внутришкольные отношения

  • Приведение локальных актов Школы в соответствие с ФЗ «Об образовании в РФ», в т.ч. в части совершенствования отношений между всем участниками образовательных отношений.
  • Включение в структуру управления Школой Совета Школы как органа самоуправления, формируемого на паритетных началах из представителей всех участников образовательных отношений; проведение выборов в Совет Школы организация работы плановых и внеплановых заседаний; обсуждение актуальных вопросов и проблем трехсторонних отношений; превращения учащихся — членов Совета Школы в полноправных и ответственных со-организаторов образовательного процесса.
  • Совершенствование конкурсной процедуры приема в 1 класс: повышение эффективности и прозрачности системы отбора претендентов, регулярное и всесторонне информирование родителей (законных представителей) воспитанников дошкольных групп о динамике развития их детей, возникающих проблемах и способах их разрешения.
  • Совершенствование процедуры приема на профильное обучение, включающее как раннее выявление интересов и склонностей учащихся через систему внеурочной деятельности и дополнительного образования, мероприятий по профессиональной ориентации (изучение предметов и курсов по выбору на уровне предпрофильной подготовки, комплексное психологическое тестирование и информирование учащихся о различных профессиональных сферах и профессиях), так и совместное ответственное, продуманное решение участников образовательных отношений: зачисление в группы профильного обучения на стыке объективных показателей успешности в избранном направлении профильного обучения (результаты ОГЭ и психологического тестирования, текущие и годовые оценки по предметам, мнение учителей общего и дополнительного образования) и субъективного волеизъявления учащихся, их родителей (законных представителей).
  • Совершенствование системы взаимодействия учащихся, их родителей (законных представителей), педагогов в ходе осуществления образовательной деятельности по следующим направлениям:
    • информационно-организационное: внедрение системы «электронный дневник», «электронный журнал» (быстрое и всестороннее информирование родителей об успеваемости их детей, сроках и формах решения возникших проблем);
    • cтруктурно-содержательное поддержание постоянных эффективных контактов по линиям

      в системе комплексного психологического (диагностика, профилактика, коррекция), медицинского (оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи по лечебному делу и первичной врачебной медико-санитарной помощи по педиатрии, консультирование педагогов и родителей в виде рекомендаций по особенностям организации и осуществления образовательного процесса, юридического (информирование и консультирование по запросам по защите прав и законных интересов) сопровождения.
  • Укрепление внутриученического взаимодействия по линиям

    через организацию одно- и разновозрастных групп внеурочной деятельности и дополнительного образования, осуществления внутриклассных и общешкольных проектов. Более широкое и последовательное вовлечение родителей в организацию и осуществление внутриклассных и общешкольных проектов (в т.ч. участие новых общешкольных проектах «Рукописи не горят», «Секрет успеха»).

Мониторинг образовательной деятельности

Совершенствование системы мониторинга в соответствии с требованиями ФГОС II поколения:
  • выявление уровня предметных: динамики успеваемости на отделениях основного и дополнительного образования, результатов участия в олимпиадах и конкурсах различных уровней; метапредметных: уровень сформированности познавательных (общий интеллект), коммуникативных (социальный интеллект), регулятивных (соматическое и психическое здоровье) УУД; личностных результатов через накопление и обработка первичных и аналитических материалов (психологических тестов по всем направлением мониторинга, карт творческой активности, сводных кодексов по результатам участия каждого ученика в олимпиадах, творческих конкурсах всех уровней и направленностей, аналитические справки, отчеты по динамике успеваемости, анализ эффективности воспитательных проектов и мероприятий, индивидуальных карт здоровья с включением программы медицинской реабилитации, аналитических отчетов по динамике соматического состояния учащихся).
  • осуществление мониторинг-анализа эффективности модели образования для детей с высоки интеллектуальным потенциалом и одаренных детей в целом по линии «обратного отсчета»:
    1. внутри модели: соответствие структурной составляющей — содержательной составляющей (концепция «Образование на протяжении всей жизни»)
    2. соответствие модели как средства проектным целям и задачам через включение в систему мониторинга анализа и психодиагностики деятельности групп дошкольного образования, отслеживание судьбы выпускников (поступления в ВУЗы, успеваемости, участия в олимпиадах, творческих конкурсах, научные публикации, статьи по социально — политическим, социокультурным вопросам, участие в политических и общественных движениях и объединениях; профессиональная и публичная деятельность после окончания ВУЗов.

Внешние связи школы

В связи с изменением внутри- и внешнеполитической ситуации в стране и мире смещение акцента с «внешних» (международных) на «внутренние» (город —регион — страна) связи:
  • превращение в постоянно действующую школьную структуру физико-математической группы очно-заочной школы МФТИ;
  • поддержание информационно — консультационных контактов с институтом психологии РАН, журналом «Психология. Журнал высшей школы экономики», российским отделением «Евроталанта» (Европейского комитета по образованию одаренных и талантливых детей);
  • прием на временное и постоянное обучение детей, имеющих двойное гражданство или имеющих российское гражданство, но постоянно проживающих за пределами территории РФ;
  • установление и поддержание связей с ВУЗами Орла и городов РФ по линии участия преподавателей ВУЗов в работе многопрофильной летней школы;
  • поддержание постоянных контактов с Институтом развития образования и другими организациями, осуществляющими деятельность по повышению квалификации педагогических работников и работников других специальностей (медицинских, технических и т.д.), а также обучению в области охраны труда, противопожарной безопасности и т.п.;
  • становление и поддержание контактов с детскими (специализированные школы, детские дома, интернаты), религиозными организациями; музеями, театрами, домами культуры и др. государственными и общественными организациями, осуществляющими не запрещенную законодательством РФ деятельность в сфере науки и культуры;
  • оказание благотворительной помощи детским и религиозным организациям.