Положение о предпрофильной подготовке и профильном обучении

Предпрофильная подготовка

Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования в рамках реализации Концепции ЮНЕСКО «Образование на протяжении всей жизни».

Предпрофильная подготовка проводится в выпускном классе ступени основного общего образования.

Предпрофильная подготовка осуществляется путем использования:

  • часов вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в выпускном классе основной ступени общего образования;
  • ресурсов дополнительного образования в целях профессиональной ориентации школьников, "приближения" их к возможному выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образовательных интересов;
  • деления классов на подгруппы при изучении отдельных предметов, что позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Предпрофильная подготовка включает мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся 9-х классов. Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Профильная ориентация способствует принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Профильное обучение

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Цели профильного обучения:

  • создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
  • обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
  • установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
  • обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективную подготовку выпускников Школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Профильное обучение осуществляется на ступени среднего общего образования. В Школе могут организовываться следующие профили:

  • физико-математический профиль
  • лингво-математический профиль
  • лингво-социальный профиль
  • химико-биологический профиль
  • физико-химический профиль
  • биолого-географический профиль
  • социально-экономический профиль
  • социально-гуманитарный профиль
  • лингво-исторический профиль
  • филологический профиль
  • информационно-технологический профиль,

а также иные профили, исходя из образовательных потребностей обучающихся с целью выстраивания индивидуальных образовательных траекторий на ступени среднего (полного) общего образования.

Организация профилей осуществляется путем выбора различных сочетаний базовых и профильных учебных предметов с учетом нормативов учебного времени, установленных действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Система профильного обучения включает в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и «Естествознание».

Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае, если предметы «Математика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История» и «Физическая культура», входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:

  • развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;
  • «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
  • удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Учебные планы профильного обучения на ступени среднего общего образования разрабатываются Школой на основе федерального и регионального компонентов.

Зачисление обучающихся в группу определенного профиля осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) одновременно с зачислением обучающихся на ступень среднего общего образования по результатам индивидуального отбора.

Индивидуальный отбор осуществляется на основании следующих критериев:

  1. наличие итоговых оценок успеваемости «хорошо» и/или «отлично» по учебным предметам, изучение которых предполагается на профильном уровне, за курс основного общего образования;
  2. результаты «хорошо» (по верхней границе) и/или «отлично» государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования по предметам, соответствующим избранному профилю обучения; при этом учитываются результаты обязательных экзаменов в случае их соответствия избранному профилю обучения, а также не менее, чем двух экзаменов по выбору по предметам, соответствующим избранному профилю обучения; Школа оставляет за собой право выставлять более высокие требования к количеству переводных баллов ОГЭ по всем предметам решением Педагогического Совета Школы;
  3. наличие учебных, интеллектуальных и/или творческих достижений (призовые места) школьного, муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней по предметам, соответствующим избранному профилю обучения.

Индивидуальный отбор проводится Приемной комиссией, действующей на основании Положения о приемной комиссии.

Обучающиеся, освоившие в Школе программу основного общего образования, в случае успешного прохождения индивидуального отбора имеют преимущественное право на зачисление на ступень среднего общего образования Школы перед остальными конкурсантами.

В случае изменения волеизъявления учащегося к моменту зачисления в 10 класс либо в течение обучения в 10-11 классах зачисление или перевод обучающегося в группу определенного профиля осуществляется исходя из объективной оценки возможности его обучения на избранном профиле на основании решения Педагогического Совета Школы. В случае противоречия между волеизъявлением обучающегося, его родителей (законных представителей) и объективной оценкой возможности его обучения на избранном профиле возможно зачисление учащегося в группу определенного профиля с испытательным сроком на основании решения Педагогического Совета Школы.