Положение о предпрофильной подготовке и профильном обучении АНО «СОШ «Леонардо»
1. Предпрофильная подготовка
1.1. Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования в рамках реализации Концепции ЮНЕСКО «Образование на протяжении всей жизни».
1.2 Предпрофильная подготовка проводится в выпускном классе ступени основного общего образования.
Предпрофильная подготовка осуществляется путем использования:
· часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, в выпускном классе основной ступени общего образования;
· ресурсов внеурочной деятельности и дополнительного образования в целях профессиональной ориентации школьников, «приближения» их к возможному выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образовательных интересов;
· индивидуальных проектов, создаваемых учащимися в рамках проектной деятельности;;
· деления классов на подгруппы при изучении отдельных предметов, что позволяет индивидуализировать процесс обучения.
1.3. Предпрофильная подготовка включает мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся
Профильное обучение
2.1. Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего общего образования основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов всех предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования на базовом или углубленном уровнях (профильное обучение) основной образовательной программы среднего общего образования.
Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.
Цели профильного обучения:
- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективную подготовку выпускников Школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Профильное обучение осуществляется на ступени среднего общего образования.
2.2. В Школе могут организовываться следующие профили:
- гуманитарный профиль
- технологический профиль
- естественно-научный профиль
- социально-экономический профиль
а также универсальные профили различной направленности, исходя из образовательных потребностей обучающихся с целью выстраивания индивидуальных образовательных траекторий на ступени среднего общего образования.
Организация профилей осуществляется путем выбора различных сочетаний учебных предметов на базовом и углубленном уровне с учетом нормативов учебного времени, установленных действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
2.3. Система профильного обучения включает в себя следующие типы учебных предметов: базовые, углубленные и элективные.
Учебные предметы на базовом уровне — учебные предметы, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.
Учебные предметы на углубленном уровне изучения — учебные предметы, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Углубленные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Элективные учебные предметы — обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:
1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на углубленном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;
2) «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».
При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект на ступени среднего общего образования выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
2.4. Зачисление обучающихся в группу определенного профиля осуществляется по заявлению обучающихся и/или родителей (законных представителей) одновременно с зачислением обучающихся на ступень среднего общего образования по результатам индивидуального отбора.
Индивидуальный отбор осуществляется на основании следующих критериев:
1) наличие итоговых оценок успеваемости «хорошо» и/или «отлично» по учебным предметам, изучение которых предполагается на углубленном уровне, за курс основного общего образования;
2) результаты «хорошо» (по верхней границе) и/или «отлично» государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования по предметам, соответствующим избранному профилю обучения; при этом учитываются результаты обязательных экзаменов в случае их соответствия избранному профилю обучения, а также не менее, чем двух экзаменов по выбору по предметам, соответствующим избранному профилю обучения; Школа оставляет за собой право выставлять более высокие требования к количеству переводных баллов ОГЭ по всем предметам решением Педагогического Совета Школы;
3) наличие учебных, интеллектуальных и/или творческих достижений (призовые места) школьного, муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней по предметам, соответствующим избранному профилю обучения.
Обучающиеся, освоившие в Школе программу основного общего образования, в случае успешного прохождения индивидуального отбора имеют преимущественное право на зачисление на ступень среднего общего образования Школы перед остальными конкурсантами.
2.5. В случае изменения волеизъявления учащегося к моменту зачисления в 10 класс либо в течение обучения в 10 классе зачисление или перевод обучающегося в группу определенного профиля осуществляется исходя из объективной оценки возможности его обучения на избранном профиле на основании заявления обучающегося и Дополнительного соглашения к Договору об образовании. Перевод обучающегося из группы в группу определенного профиля в течение учебного года в 11 классе не допускается.
В случае противоречия между волеизъявлением обучающегося, его родителей (законных представителей) и объективной оценкой возможности его обучения на избранном профиле возможно зачисление учащегося в группу определенного профиля с испытательным сроком на основании решения Педагогического Совета Школы.